Об Иерусалимском образе Божией Матери
Милостью Божией 30 сентября 2016 года совершилось принесение списка Иерусалимской иконы Божией Матери с точной копии иконы из Успенского собора Московского Кремля (размер 2 x 1,43 м) из Палеха в Москву, выполненного заслуженными народными художниками города Палеха. После торжественного молебна в Крестовоздвиженском соборе Палеха, который возглавил преосвященнейший Илларион, епископ Кинешемский и Палехский, духовенство и православные миряне торжественно передали пречистый образ гостям из Москвы. Икона была препровождена в московский храм святителя Николая на Щепах и поставлена для поклонения верующим в центральном приделе.
В течение ряда столетий Византия была могущественнейшей страной христианского мира и распространительницей православной культуры. Ни одно государство Европы и Азии не оказало на Русь столь глубокого и сильного влияния, как православная Византия. Воспринимая все полезное от Византии, Русь развивала свою православную культуру и хранила древние традиции восточнославянской цивилизации.
Христианство в Крыму было распространено уже в I веке, здесь проповедовал апостол Андрей Первозванный, сюда, на задворки Византийской империи, ссылали первых христиан. И отсюда, крестившись на крымских берегах, принес на Русь Православие князь Владимир.
В 988 году князь Владимир принял крещение в таврическом городе Корсунь (Херсонес), что ознаменовало начало крещения всей Русской земли. Византийский император Лев VI в честь этого события преподнес князю Владимиру в дар чудотворный Иерусалимский образ Божией Матери, написанный, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой в 15 году по Вознесении Господнем (48 год) еще при жизни Царицы Небесной, в Гефсиманском саду. Князь Владимир в сопровождении корсунских и греческих священников перевез икону в Киев. Перед иконой несли иные иконы, сосуды, святые мощи священномученика Климента папы Римского и мощи его ученика Фивы. Возвратившись в Киев, Великий князь крестил своих сыновей и бояр. Летописи гласят: «На следующий же день вышел Владимир с попами царскими и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев. А уже взрослые бродили. Попы же совершали молитвы стоя на месте…»
С Иерусалимским образом Божией Матери крестилась Русь, и языческий народ впервые поклонился и молился Царице Небесной. Но недолго хранился этот образ в Киевском княжестве. Когда вслед за киевлянами святое крещение приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Более 400 лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. В 1572 году царь Иоанн Грозный перенес икону в московский Успенский собор. В описи Успенского собора Московского Кремля 1701 года сообщается, что на нижнем поле древней оригинальной иконы была «подпись… греческого письма, а на другой стороне… тому греческому письму перевод»:
«Сий пресвятыя Богородицы образ писан святыми Апостоли по Вознесении Господни в 15 лето в Гефсимании, идеже гроб пресвятыя Богородицы; в лето же 5961 (453) принесен из Ерусалима в Константин град Львом царем великим и поставлен бысть в церкви пресвятыя Богородицы, нарицаемые Пегии; стояше же до лет благочестивого царя Ираклия; и егда сотворися чюдо в церкви той: помощию ея многих от воюющих убиши и до конца Скиф победиша и от того убо времени пренесена сия икона в церковь Влахернскую и многая чюдеса творяше и стояше до лет Льва царя премудраго, и в лето 6406 (898), ради нахождения Росийских людей, принесена в Херсонь, егда прият Руски князь Владимер Херсонь и крестися в Херсоне, и того ради в лето 6497 (989) взят мощи Климента папы римского и принесе их в Киев, а святые иконы и сей пресвятыя Богоматере образ принесе по крещении в Великий Новград, а стояше до лет царя и великого князя Иоанна Васильевича, всеа Росии самодержца, в церкви Премудрости Божии Софии».
Эта надпись впервые воспроизводит текст предания о происхождении и истории почитания Иерусалимской иконы и ее праздновании – 12/25 октября. Во время нашествия Наполеона в 1812 году святыня исчезла.
Согласно найденным архивным материалам в 1857 году святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, благословил написать список Иерусалимской иконы Божией Матери с образа Успенского собора московского Кремля и обошел с ним крестным ходом по побережьям Тавриды, стремясь духовно объединить славянские народы после Крымской войны. К сожалению, в годы революционного лихолетья образ был утерян.
В год «Греции в России и России в Греции» (закреплено в совместной декларации, подписанной двумя странами в октябре 2013 года) было решено подарить жителям земли Крымского полуострова список Иерусалимской иконы Божией Матери, с которой князь Владимир крестил Русь. При содействии Международного благотворительного фонда Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, по согласованию Московской Патриархии Русской Православной Церкви с Администрацией Президента Российской Федерации осуществляется международный проект «Дар Иерусалимской иконы Божией Матери земле древней Тавриды». Для земли Тавриды дар святого Иерусалимского образа Божией Матери имеет большое духовное значение: он напоминает о святом князе Владимире, который объединил славянский народ с восточной цивилизацией и вместе с верой христианской принес благословение на Святую Русь, укрепляет дружеские межгосударственные отношения, которыми мы связаны с Грецией еще с древней Византии. Христианство представляет собой ту духовную силу, которая позволила объединить и включить в формирование единого государства самые разные народы. На этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом.
Список Иерусалимской иконы Божией Матери пройдет по местам пребывания первообраза с 48 по 1857 год: Иерусалим – Греция (Афон) – Москва – Великий Новгород – Крым.
Завершением крестного хода станет торжественный облет с честным образом вокруг Москвы и передача святого Иерусалимского образа Божией Матери в дар Крыму, в кафедральный Александро-Невский собор г. Симферополь.
Загрузить акафист в формате djvu, или pdf.
|